ИСТОРИЯ
Освоение юго-западного
побережья острова в то время
было ознаменовано и
строительством первого
временного маяка на мысе
Крильон. Оно началось 13
мая 1883 года. Работы, в
которых принимали участие
30 ссыльнокаторжных и
экипаж шхуны «Тунгус», с
помощью которой
буксировались плоты из
бревен, продолжались 35
дней. Были поставлены
деревянная башня высотой
8,5 метра, дом для
смотрителя, казарма, баня,
распланирован огород.
Осветительный аппарат с
посеребренными
отражателями оснащен 15
аргантовыми лампами. Для
производства туманных
сигналов на маяке
установлены двухфунтовая
сигнальная пушка и
20-пудовый колокол. Первым
смотрителем маяка был
матрос Иван Крючков, через
два года его сменил матрос
первой статьи Сибирского
флотского экипажа Василий
Жариков.
В 1894 году на мысе Крильон
началось строительство
нового маяка, которое вели
десятники Шипулин, Яковлев
и 25 рабочих-корейцев.
Руководил работами
инженер-подполковник К.И.
Леопольд, построивший
несколько маяков на Черном
море.
1 августа 1896 года на
Крильонском маяке
установлен и отрегулирован
осветительный аппарат,
изготовленный французской
фирмой «Барбье и Бенард» в
Париже. В помещении,
расположенном на самой
южной точке мыса Крильон,
смонтирована новая
пневматическая сирена с
керосиновым двигателем.
Рядом со зданием сирены
размещалась специальная
сигнальная пушка образца
1867 года на деревянном
лафете. Здесь же был
установлен резервный
«туманный колокол»
который, в случае
неисправности сирены,
должен подавать сигналы во
время тумана. С начала 1897
года обслуживающий
персонал во главе со
смотрителем Григорием
Палговским приступил
ступил к работе на новом
маяке.
 
Игорь САМАРИН,
автор книги
"Маяки Сахалина и
Курильских островов"


Hosted by uCoz